Жаловаться могут все, начиная от детсадовского возраста до почтенных стариков. Человек просто не может, чтобы на кого-то или на что-то не пожаловаться. Трехлетний Ванечка жалуется маме на воспитательницу, которая заставила его помыть руки перед обедом. Первоклассник Ваня жалуется на учительницу, которая поставила ему двойку за не выученное стихотворение. Студент Иван жалуется на преподавателя института, что тот не принял у него зачет по теории марксизма-ленинизма по причине того, что Иван не посетил ни одной лекции. А директор леспромхоза Иван Иванович жалуется на министерство, которое отпустило ему нереальные планы по вырубке леса.
Это так, к слову. Но есть жалобы и другие. Например, на то, что сегодня утром опоздал рейсовый автобус, а вечером солнце на пять минут раньше спряталось за горизонтом – безобразие! И таких жалобщиков можно встретить довольно часто: вечно им «все плохо», и они готовы без конца рассказывать о своих перипетиях и сложностях первому встречному-поперечному.
Кто-то вежливо выслушает жалобщика и даже посочувствует, а кто-то извинится и скажет: прости, брат, спешу. А как вообще следует поступать, когда такой жалобщик прицепится к вам со своим недовольством на всех и вся? Проявить вежливость и слушать, или быстро попрощаться, сославшись на свою занятость?
С одной стороны, было бы невежливо отказать человеку в том, в чем он очень нуждается: в вашем понимании. А с другой стороны – чем вы можете ему помочь? Скостить план по вырубке леса? Это не в вашей компетенции. Выгнали из вуза за неуспеваемость? Вы не ректор вуза, и восстановить незадачливого студента тоже не можете.
И чем же мы платим, когда соглашаемся добровольно выслушивать жалобщика? В первую очередь – своим временем. Вы торопитесь на важное совещание, а ваш случайный знакомый жалуется на то, как его вчера в магазине кассирша обсчитала.
Общаясь с вами, собеседник передает вам весь свой негатив, и вы тоже начинаете нервничать, не находя выхода из ситуации. Хотя бы потому, что вы ничем не можете помочь жалобщику, а во-вторых, – вы же опаздываете на важную встречу.
Как вести себя в такой ситуации? Сделать вид, то вы внимательно слушаете, пропустить все мимо ушей, или грубо оборвать на полуслове, как только вы поймете, что жалобщик обратился к вам не по адресу, или жалоба для него становится формой получения ресурса?
Если вы почувствуете, что попали на навязчивого жалобщика – обратите внимание на тему, которую он поднимает. Жалуется на здоровье – предложите ему найти хорошего врача, жалуется на семейные неурядицы – посоветуйте обратиться за профессиональной помощью к психологу. Но грубить не стоит ни в коем случае. Просто выразите ему сочувствие и отпустите его искать новые «уши».